Универсика

Универсика
(universics, буквально "вокруг одного", "единовращение", от лат. "unus", один, и "versus", причастие от глаг. vertere, вращать/ся/)
   область изучения и понимания универсального; такое сознание о мире, которое отражает его свойства как целого, т.е. является столь же универсальным, как сам Универсум. В отличие от метафизики как науки о всеобщем, об общих законах бытия и сознания, универсика имеет дело с универсальным, заключенным в конкретных понятиях и даже единичных вещах.
   Универсальное - категория, обозначающая многосторонность, присущую отдельному явлению; способность единичного поворачиваться разными гранями. В отличие от категории "всеобщего", универсальное не есть общее, присущее многим предметам, но многое, присущее одному предмету. Это видно из простого житейского словоупотребления. Можно сказать "универсальный писатель" или "универсальный гений", имея в виду, что данному индивиду доступны многие сферы творчества, но выражения "общий писатель" или "общий гений" лишены смысла. В творчестве одного писателя, если он универсален, проявляются возможности разных писателей, разных жанров и стилей (таков, например, Пушкин по отношению ко всем "вышедшим из него" темам, героям и жанрам русской литературы). В одном ключе, если он универсален, проявляются возможности разных ключей, потенциальность ключа как такового. Универсальный ум, будучи актуально одним, является потенциально многим, причастен к разным областям знания. Универсальное - это свойство предмета, оставаясь актуально одним, быть потенциально многим; это не абстрактное, уводящее от единичного, а многосторонность, в нем заключенная.
   Именно переход от абстрактно-общего к конкретно-универсальному составляет перспективу современного движения мысли. Универсика имеет дело с универсалиями и с универсальным в том же смысле, в каком, по ренессансному представлению, универсален и сам человек: в своем актуальном бытии он отличен от всех других существ, от зверей и ангелов, а в своем потенциальном бытии обладает всеми их свойствами.
   В метафизике универсалия - это общее понятие или свойство ("красота", "добро", "материальное", "идеальное"), принадлежащее множеству индивидов. Но и каждый индивид принадлежит множеству универсалий и в этом смысле обладает универсальностью. Например, даже в таком "бедном" индивиде, как песчинка, сходятся универсалии "твердости", "сухости", "дискретности (отдельности)", "желтости", "малости"... Каждый индивид - это малый универсум, сообщество универсалий, и задача универсики - анализ не универсалий как таковых, но универсности, многогранности индивидов. Если метафизика как "наука об общих закономерностях бытия и мышления" имеет дело с универсалиями, отвлеченными от индивидов, то универсика - с индивидами как универсумами, собраниями универсалий. Предметом универсики может быть любой индивид - человек, растение, облако, здание, песчинка - поскольку в этом индивиде раскрывается его универсум, взаимодействие в нем разных универсалий.
   Итак, рядом с метафизикой, которая имеет дело с наиболее общим и всеобщим, полагается другая дисциплина, универсика, которая имеет дело с универсальным. В отличие от метафизики, которая пользуется самыми обобщенными терминами и категориями ("субстанция", "бытие", "протяженность"), универсика работает со словами, обозначающими единичные вещи, в том числе с именами собственными, ибо именно единичные вещи и лица - такие, как "ключ", или "клей", или "Леонардо да Винчи" - обладают свойством универсальности. Метафизика - порождение греческого ума, искавшего "общее", "единое". Универсика исходит скорее из иудео-христианского духовного наследия , с его устремлением к единичному. Библия - универсальная книга. Христос - универсальная личность. Но универсальная книга пребывает одной книгой среди множества книг, а универсальная личность - одной из многих личностей. Универсика в своей последней, глубинной перспективе превращается в теологию - и обратно, поскольку теология тоже есть наука об Одном, и ее центральный термин есть Имя Собственное. Если бы Одно не пребывало во всем, Все не могло бы пребывать в одном.
   Прикосновение к универсальному равно короткому замыканию в мире смысловых связей: испытываешь как бы удар током, поскольку то, к чему прикасаешься, в этот миг само прикасается к тебе. Поскольку оно универсально, оно само объемлет того, кто пытается его охватить. Оно не может быть только мыслимым, ибо в тот самый момент, как ты мыслишь его, оно начинает мыслить тебя. Более того, универсальное нельзя только мыслить, ибо истинно универсальное мышление, соответствующее универсальности своего предмета, не может быть только мышлением, оно
   включает разные способы познания, в том числе интуитивные, сенсорные, эмоциональные. Определяясь как мышление об универсальном, универсика тут же обнаруживается парадокс такого определения, ибо она, в соответствии со своей универсальностью, не может быть только мышлением. Специализируясь в качестве особой познавательной дисциплины, она вместе с тем охватывает возможности и свойства других дисциплин, не исключая их и не включая в себя. Она - одна из дисциплин в том же смысле, в каком Библия - одна из книг, а Мессия - один из людей. Например, для Библии было бы одинаковым уроном: а) понизить ее до статуса только одной из книг, наравне с другими; б) возвести ее до статуса единственной книги, отменяющей все остальные и делающие их чтение ненужным. Так и универсика, не являясь всего лишь одной из многих дисциплин, в то же время не поглощает их собой.
   Наиболее адекватный и "безопасный" жанр мышления об универсальном - это фрагмент. Окруженный белыми полями, он в энергетике мысли - как провод, заключенный в изоляционную ленту. К голому проводу нельзя прикасаться; точно так же нельзя последовательно и всецело мыслить об универсальном. О нем вообще нельзя только мыслить - но если мысль выходит из охранительных и бедных специализаций и хоть сколь-нибудь отражает универсальность своего предмета, она тотчас становится - требует стать - чем-то другим: поступком, жизнью, безумием, любовью. Поэтому мысль, чтобы оставаться мыслью, должна сжиматься во фрагмент, окружая себя прослойками невысказанного, утаенного. Нет текста, способного подряд выдерживать последовательное напряжение универсального, - он разлетается в клочки, на десятки разрозненных фрагментов, как у мыслителей эпохи романтизма, наиболее чувствительных к универсальному. Именно во фрагментарном творчестве немецких романтиков были заложены основы универсики как целостного мировоззрения. "Мысль об универсуме и его гармонии - все для меня. ... Законно организованный обмен между индивидуальностью и универсальностью составляет подлинный пульс высшей жизни" (Ф. Шлегель. О философии [1]).
   Универсика - это не только универсальная, но и "обратимая" дисциплина, в том смысле, в каком обратимо золотое правило этики: обращайся с другими так, как ты хочешь, чтобы они обращались с тобой. Как только начинаешь мыслить об универсальном, оно начинает тебя мыслит. Любое действие и отношение к универсальному "обратимо", т.е. превращается в его отношение к тебе. Это своего рода "золотое правило" или "категорический императив" универсики: как ты мыслишь и познаешь универсальное, так оно мыслит и познает тебя.
   Можно сказать, что само универсальное, в процессе самоопределения, разделяется на бытие - универсум и знание - универсику. Универсика и универсум соотносятся как свертывание и развертывание; как семя, несущее в себе растение, и растение, несущее в себе семя. Универсальное разделяет себя на "мужскую" и "женскую" ипостаси, на универсум и универсику, чтобы вновь и вновь оплодотворять себя их любовью. Иными словами, универсика - это сам Универсум, каким он познает себя, чтобы обрести наивысшую меру Универсальности, стать для самого себя тем, чем он является для других.
   Один из основоположников универсики - Г. В. Лейбниц, у которого есть проекты двух новых дисциплин. Одна из них - "универсальный язык, или универсальная характеристика, посредством которой прекрасно упорядочиваются понятия и все вещи" [2]; в 20-ом веке этот проект принял очертания нескольких взаимосвязанных дисциплин - семиотики, кибернетики, информатики. Вторая же дисциплина, "монадология", посвященная изучению единичностей, или простых субстанций, во всем их разнообразии и взаимной несводимости, вызвала лишь умозрительный интерес нескольких философов. Между тем, именно грандиозное осуществление одного дисциплинарного проекта ставит теперь на очередь реализацию другого. То, что оба проекта возникли в сознании одного мыслителя, уже свидетельствует об их внутреннем родстве, принадлежности одной парадигме. Универсика - это и есть монадология как основа универсальной характеристики, поскольку универсальное, в отличие от всеобщего, содержится именно в единичном. "...Любая простая субстанция имеет отношения, которыми выражаются все прочие субстанции, и, следовательно, монада является постоянным живым зеркалом универсума". [3]
   [1] Фридрих Шлегель. Эстетика. Философия. Критика. М., Искусство, 1983, т.1, 344.
   [2] Готфрид Вильгельм Лейбниц. История идеи универсальной характеристики. Соч. в 4 тт., т.3, М, "Мысль", 1984, 412.
   [3] Г. В. Лейбниц. Монадология, 56. Цит. изд., т. 1, 1982, 422.
 Михаил Эпштейн

Проективный философский словарь. — Санкт-Петербург: Международная Кафедра (ЮНЕСКО) по философии и этике СПб Научного Центра РАН. . 2002.

Игры ⚽ Нужна курсовая?

Полезное


Смотреть что такое "Универсика" в других словарях:

  • Всеразличие — (total difference, pan difference)    различие как первое начало, из которого выводятся все свойства и явления мироздания. Один из основателей философии всеразличия Г. В. Лейбниц: ...Никогда не бывает в природе двух существ, которые были бы… …   Проективный философский словарь

  • Имена собственные как философские термины — (proper names as philosophical terms)    Наряду с служебными словами (см.), имена собственные составляют важный источник пополнения философской терминологии, в которой по традиции господствовали имена нарицательные. Каждый индивид не только… …   Проективный философский словарь

  • Квантовая метафизика — (микрометафизика) (quantum metaphysics, micrometaphysics)    метафизика предельно малых, логически узких, конкретных понятий и внепонятийных единичностей, элементарных мыслимостей. Это метафизики не духа или бытия, а сада, дерева, кухни, посуды …   Проективный философский словарь

  • Потенциация — (овозможение) (potentiation, possibilization)    переход из актуального состояния в потенциальное, возрастание степеней возможного, превращение фактов в вероятности, теорий в гипотезы, утверждений в предположения. Потенцировать или овозможивать… …   Проективный философский словарь

  • Реалогия — (вещеведение) (от латинского res вещь)    гуманитарная дисциплина, изучающая единичные вещи и их экзистенциальный смысл в соотношении с деятельностью и самосознанием человека.    Огромное большинство вещей, повсеместно и повседневно нас… …   Проективный философский словарь

  • Существоведение — (study of individual creatures, entiology)    наука о существах, реальных и воображаемых, природных и искусственных, телесных и духовных, и о том, что делает их существами (субъектами, актантами), выделяет из мира идей и объектов. Идеи ближе к… …   Проективный философский словарь

  • Транскультура — (transculture)    культура, осознающая целостность всех своих дисциплинарных составляющих (научных, художественных, политических, религиозных) и творящая себя сознательно в формах этой целостности. Интегральное самосознание необходимо культуре,… …   Проективный философский словарь

  • Эссеизм — (esseism)    черты эссеистики, перенесенные в иные области творчества; сближение и взаимодействие понятийнoго и образного мышления в культуре Нового времени; возрождение мыслеобразной целостности мифа на основе авторской рефлексии.    В эссе… …   Проективный философский словарь


Поделиться ссылкой на выделенное

Прямая ссылка:
Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»